Статьи
 

Павел Эрзяйкин: Кризис-менеджер приходит с ножовкой

Бизнес & Жизнь - Декабрь (2008)()

Павел Эрзяйкин, бизнес-тренер.
Автор и ведущий бизнес-тренингов: «Самоменеджмент», «Энергия денег» и «Мастерство управления». Выпускник Свердловского государственного медицинского института и университета при Международной Ассоциации Онтопсихологии в Риме. Владелец компании «Центр новых возможностей». Сравнил кризис-менеджеров с хирургами, не выпускающими ножовку из рук, и рассказал, почему торговаться с ними так же вредно и бесполезно, как с поварами и автослесарями.

Вопросы:
Когда пора отрезать компании ноги?
Каких принципов придерживается хищник?
Какой вопрос для подчиненного самый трудный?
Когда обалдевшее от эйфории и своих успехов предприятие вдруг приземляется на пятую точку – приходят кризис-менеджеры. Изнутри не понятно, в чем кроется проблема – ведь так долго все было хорошо. Проблемы на предприятии очевиднее воспринимает человек извне.

Часто собственники отрицают проблемы, ориентируются на то, как было когда-то, и хотят это вернуть. Приглашенный кризис-менеджер не знает, как было. Он видит, как оно есть здесь и сейчас, и отталкивается только от этого. Он не дает оценку, потому что она всегда субъективна. Кризис-менеджер не эмоционирует. Он делает инвентаризацию и относится к событиям как к информации. Другое дело, что перед кризис-менеджерами ставятся разные задачи. Менеджера-«реставратора» просят просто «причесать» предприятие, если собственник готовит его к продаже. Менеджера-«хищника» – сломать все старое и построить новое. Последний действует по принципу Паули: новое приходит, когда ушло старое. Кризис-менеджеры этого направления страшно циничны. Как работники похоронного агентства: «О, люди умирают – это хорошо».

Капитальный ремонт всегда дешевле косметического. Я покрасил гнилой забор – только краску израсходовал. Да, забор выглядит как свежий, но я-то знаю, что он гнилой. Поэтому, если с компанией собственник расставаться не собирается, приходится идти на то, чтобы ломать и выжигать все ненужное. Одна моя знакомая как-то пришла на завод и тут же уволила двести человек из трехсот – это все были чьи-то мужья, племянники, тещи: никто ничего не делает, все друг друга оправдывают. После этого все, кто остались, проснулись и стали участвовать в изменениях.

Зачистка – один из самых эффективных методов, когда убирают одного человека, а с ним всех, кого он привел. Так делается и в политике, и в крупных холдингах. Выглядит жестоко, но зато спасает бизнес. Как с гангреной. Если тебя пожалеть, ты умрешь. Если не жалеть и отрезать ногу – выживешь.

Здесь важно, чтобы собственник решился довериться новому топу. Потому что если он будет его постоянно контролировать, значит, сам боится его. И этот страх будет транслироваться на всю компанию. Нельзя прийти к хирургу и с ним торговаться: «А можно ли как-то иначе?» – «Никак нельзя. Вот у меня скальпель и ножовка». Еще хуже, когда собственник начинает вмешиваться в процесс – давить, торопить. Профессиональный кризис-менеджер не вовлекается в пинки со стороны нанимателя. У меня был такой мастер, который ремонтировал мой мотоцикл. Мне хотелось получить машину как можно быстрее, а тот не реагировал и не торопился. Точно так же как повар, как бы ты ни психовал, все равно не поставит сырые пельмени на стол.

С точки зрения подчиненных, кризис-менеджеры – сволочи, лишающие людей «рая». Потому что они приходят и говорят: «С этого дня деньги будем зарабатывать, а не получать». У всех шок.

Люди думают, будто причина любого их несчастья – в начальнике. Еще одна особенность – укоренившийся страх изменений. Большинство думает не о том, как сделать лучше, – их заботит, как бы не было хуже. Кризис-менеджеров ненавидят так же, как будильник, который звенит и не дает спать. Поэтому любая работа, связанная с изменениями и внедрениями, чревата тем, что в инициатора полетят кирпичи и шины однажды окажутся проколотыми. Где-то глубоко внутри люди понимают, что они участники кризиса и его авторы. Им от этого неудобно, и все это переносится на кризис-менеджера. Часть отнесется к нему не только со страхом, но и с завистью и ревностью. Обидно ведь, что ты не можешь разобраться с кризисом, а кто-то может. Получается, он умнее, а я – глупее.

Все ужасно боятся оказаться неправыми, нехорошими, некомпетентными. А кризис-менеджер как раз указывает им на то, что они неправы, нехороши и некомпетентны. Я сам как-то проводил диагностику на одном предприятии. Каждый день приходил и спрашивал: «Какая у вас цель? Что вы сегодня сделали для того, чтобы к ней продвинуться?» Это очень трудные вопросы.

Как правило, люди не знают, чего хотят. Знают только, что хотят денег больше. А я заставлял письменно каждый день на эти вопросы отвечать, и через три дня половина уволилась по собственному желанию, потому что писать было особо нечего. А писать, что ты ни хрена не делал целый день, – неприятно. У меня был случай, когда два сотрудника неделю писали, что они устанавливают дверь. Через неделю они получили ровно столько, сколько стоит установка двери. Понятно, какая была реакция. Если ты вдруг и зарплату начинаешь получать по факту – это становится совсем невыносимо. И виной всему – приглашенный топ.

В один прекрасный момент собственник его выгоняет и нанимает «хорошего» менеджера. Он не проводит никаких перестановок, ситуация устаканивается, одновременно начинают сказываться результаты работы предыдущего менеджера. Это нормальный ход для собственников. Когда возникает необходимость в очередной реорганизации, снова приглашается кризис-менеджер. Он все рушит, внедряет новое, его увольняют и приглашают другого. Эта модель отлично работает во всем мире. В масштабах страны роль «размораживателя» ситуации взял на себя Ельцин. Начался период бардака, анархии, и бедный Гайдар все это разгребал. Потом пришел Путин, все «заморозил» и стабилизировал.

Кризис-менеджер всегда играет роль «стрелочника». Он меняет команду, стратегию, проводит самые непопулярные реформы. Эффективность работы компании падает – это естественно, ведь ситуация разбалансирована. Его воспринимают как врага, возмутителя спокойствия, его ненавидят и боятся. И он должен быть к негативу готов – для того и приглашен.

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа38459
Посетителей за 24 часа4289
Посетителей на сайте13
Зарегистрированных пользователей32719