Статьи
 

ИРИНА СКОБЦЕВА: "Федор, как и его отец, не снимает фильмы, сидя на стуле

Труд–7 - 233 (2008)()

Народная артистка СССР Ирина Скобцева - вдова режиссера Сергея Федоровича Бондарчука, мама режиссера Федора Бондарчука и актрисы Алены Бондарчук, бабушка актера Константина Крюкова. "Труд-7" встретился с Ириной Константиновной на V Международном кинофестивале "Волоколамский рубеж" имени С.Ф. Бондарчука.

- Ирина Константиновна, в одной телевизионной передаче вы сказали, что были не в восторге от желания вашего внука, Константина Крюкова, продолжить семейную актерскую династию. Почему?

- Костя с успехом окончил Юридическую академию, получив там хорошее образование. Но так сложилась судьба, что его дядя, Федор Бондарчук, создавая в своем фильме "9 рота" образ солдата-художника по прозвищу Джоконда, невольно ориентировался на Костю, который хорошо рисует, да и вообще принадлежит к числу романтиков. Кстати, сам Федор тоже хорошо рисует (он даже некоторое время учился в художественном училище), и Сергей Федорович обладал талантом художника, хотя и был самоучкой. Хотя Федя не думал снимать в своем фильме Костю, тем не менее интуиция подсказала ему сделать с ним пробу. После этой картины словно выпустили джинна из бутылки и Костя стал сниматься. Я не была рада выбору своего внука, потому что профессия актера очень зависима, более того, она вторична. Тебя выбирают, тебе предлагают, тебя и отвергают. Нередко твое видение роли не совпадает с видением режиссера, а ведь именно режиссер - главный в картине. Если в советские времена на каждую роль претендовали как минимум три актера и шел долгий, тщательный отбор, то сейчас выбор актера зависит от человека, который дает деньги на картину, от его субъективного вкуса. Нетрудно догадаться, что когда бал правит продюсер, актер становится еще более зависимым. Я не вижу ничего хорошего в том, что мужчина не является хозяином своей судьбы. Но Костя почувствовал вкус актерской профессии, и его уже не остановить.

- В условиях диктатуры продюсера режиссер должен быть волевой, влиятельной личностью. На ваш взгляд, Федор Бондарчук обладает качествами лидера, чтобы отстаивать свои взгляды и снимать то кино, которое он хочет снимать?

- А как вы думаете, можно было снять картину "9 рота" будучи слабым, неуверенным в себе режиссером и человеком?

- Вряд ли. Но вам как матери известно гораздо больше о возможностях своего сына. Тем более, что вам есть с кем сравнивать Федора Сергеевича - с его отцом.

- Прежде всего, я воспринимаю и оцениваю творчество Федора не как мать, а как актриса. Что же касается сходства сына-режиссера с отцом-режиссером, на мой взгляд, оно довольно существенное. Федор Сергеевич, как и Сергей Федорович, не принадлежит к числу режиссеров, которые, сидя на стуле, руководят съемочным процессом, отдавая при этом распоряжения. Во всех своих картинах Сергей Бондарчук был активным участником всего действа. Никогда не забуду, как во время съемок первого бала Наташи Ростовой в картине "Война и мир" в гриме своего героя Пьера Безухова, держа в одной руке веер (которым показывал актрисе Людмиле Савельевой движения Наташи), а в другой руке - платок, Сергей Федорович был всеми - и режиссером, и актером, и хореографом... Причем меня всегда удивляло, как мгновенно режиссер Бондарчук превращался в своего персонажа. Более того, я никогда не могла поймать эту тонкую грань - где заканчивается режиссер Бондарчук и где начинается актер Бондарчук. Казалось бы, только что Сергей Федорович руководил съемкой - и вдруг перед нами появлялся человек с другой походкой, осанкой, манерой общения, то есть появлялся его герой. Как известно, Федор, являясь режиссером фильмов, успешно существует в них и в качестве актера. По моим наблюдениям, Федор-режиссер и Федор-актер, как это было и с его отцом, - два разных человека.

- Согласитесь, путь в режиссуру был для вашего мужа куда более тернистым, чем для сына. Фамилия Бондарчук не могла не помочь Федору Сергеевичу занять достойное место в российском кинематографе.

- Я не думаю, что фамилия Бондарчук помогает утвердиться моим детям Федору и Алене в их профессии, скорее напротив. Действительно, Сергею Федоровичу пришлось с большим трудом отстаивать свое право быть режиссером. Когда он решил снимать "Судьбу человека", ему очень долго не позволяли это сделать, объясняя отказ тем, что и без него есть замечательные опытные режиссеры. Но Сергею Федоровичу повезло, потому что в то время громко заявила о себе молодая сильная команда выпускников ВГИКа, потеснившая старых мастеров. Тем не менее были яростные нападки на Сергея Федоровича, который решил не только замахнуться на "Судьбу человека" в качестве режиссера, но и сыграть в своей же картине главную роль.

- Вдова Василия Шукшина, который тоже был выпускником ВГИКа, рассказывала мне, что несмотря на трудное детство и голод Василий Макарович даже в молодости был очень начитанным человеком. То же самое вы можете сказать о Сергее Федоровиче?

- Сергей Федорович изо всех сил пытался наверстать все то, что упустил на войне. До того как пойти на фронт, он учился в Ростове актерскому мастерству у Завадского, а когда вернулся, то жадно поглощал все то, чему его учили Пудовкин и Герасимов. Вряд ли кто-то сможет отрицать, что Сергей Федорович был энциклопедически образованным человеком. Единственное, в чем он плохо разбирался или не разбирался вообще, так это в экономике, или, как сейчас говорят, в бизнесе. В других областях - искусства, политики, истории, естествознания - ответ на любой, даже самый научный вопрос Сергей Федорович находил самостоятельно, разумеется, не без помощи нашей богатой семейной библиотеки.

- Когда в художнике так переплетаются актерский дар и режиссерский, очень трудно определить его главное предназначение. Каким все же талантом - режиссера или актера - сам Сергей Федорович дорожил больше?

- Со школьных лет Сергей Федорович считал себя артистом, может быть, даже не понимая, что это такое. Всю жизнь он занимался актерской профессией и передавал опыт молодым. Когда у него было время и вдохновение, он устраивал во ВГИКе такие мастер-классы, которые до сих пор на памяти у всех.

- Ирина Константиновна, кого из молодых актеров вы можете выделить как наиболее талантливых?

- Сейчас появилась плеяда замечательных актеров и актрис, но ТВ предлагает нам штампованный образ - больше это относится к женщинам-актрисам. Самое печальное, что молодым актерам некогда создавать характеры героев - им же надо везде успеть и заработать как можно больше денег.

- Как вам удается блестяще играть как драматические роли, так и комедийные? Какой жанр - серьезный или легкий ближе вашей актерской природе?

- Свой путь "комедиантки" я начала с роли Лидии Сергеевны в комедии Эльдара Рязанова "Зигзаг удачи" и продолжаю "хулиганить" по сей день. Но сейчас мне не до шуток. Вся побитая я только что приехала с Урала, но при этом необыкновенно счастливая! Такой роли у меня не было больше десяти лет. В экранизации романа Мамина-Сибиряка "Золото" я играю мать Сергея Безрукова. В этой картине меня колотят, я таскаю булыжники, рублю дрова... Хожу со шрамом на лице от удара плеткой, полученного от "родного сына" - Сережи Безрукова. В черном парике, с густыми бровями меня очень трудно узнать. Когда я снималась в этом фильме, то за все время ни разу не посмотрелась в зеркало. Но каждую минуту я благодарила Господа за эту настоящую роль! На всю жизнь мне поставили штамп "первой красавицы", и до сих пор мне приходится доказывать: я прежде всего актриса, которая не боится быть всякой на экране, которая хочет играть разные роли и характеры. Я и сейчас снимаюсь только потому, что мне это интересно, что я не перестала быть актрисой.

- Хотите сказать, что красота была препятствием на вашем актерском пути, что она вам мешала?

- В одних ролях красота помогала, в других - мешала. Безусловно, в "Войне и мире" красота сослужила мне добрую службу, иначе я бледно смотрелась бы и на фоне толстовского портрета Элен Безуховой, и в сравнении с актрисой Анитой Экберг в американской экранизации романа "Война и мир".

- Как сказал поэт, "времена не выбирают, в них живут и умирают", и все-таки какая эпоха предпочтительнее для Ирины Скобцевой?

- Я приехала в усадьбу жены Пушкина Наталии Николаевны Гончаровой под Волоколамском и почувствовала, что мне здесь очень хорошо, что я могла бы здесь жить в том же XIX веке. Хотя кто знает? Натали писала своему брату: "Пришли мне платье на бал". А ведь у них было большое имение, полотняный завод, и при этом Натали имела репутацию бедной невесты. Думаю, каждое время интересно по-своему, хотя история, не я это придумала, движется по спирали. Если задуматься, то все, что в настоящее время происходит в искусстве - выставки, спектакли, концерты, - все это уже было, только в более талантливом исполнении. Это нам кажется, что мы изобретаем в искусстве велосипед, а его уже давно изобрели.

- Федор Бондарчук имеет славу героя нашего времени. Он - секс-символ, эталон, пример для подражания. Вам как матери льстит репутация светского льва, закрепившаяся за вашим сыном?

- Мне льстит слава талантливого актера и режиссера, человека с хорошим вкусом, с необыкновенным обаянием, или, как сейчас говорят, с харизмой, чем, на мой взгляд, обладает мой сын.

- Ваша дочь, Алена Бондарчук, очень похожа на свою маму, а в актерском мире любое сходство имеет и оборотную сторону. Некоторым режиссерам может показаться: ну зачем нужна вторая Ирина Скобцева? Не думаете ли вы, что карьера Алены из-за этого может пострадать?

- Алена сейчас много снимается в кино, играет в спектакле по пьесе Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание"", и играет, на мой взгляд, потрясающе. Сергей Федорович передал дочери свой трагический темперамент, а вот хороших серьезных ролей в наше время, увы, крайне мало. При этом Алена очень требовательна к тому, что она делает в кино и в театре. В спектакле "Трамвай "Желание"" она выкладывается полностью, а потом два дня приходит в себя. Замечу, что в Школу-студию МХАТ Алена поступала не под фамилией Бондарчук. Когда мне позвонили из приемной комиссии Школы-студии МХАТ, которую я тоже в свое время окончила, и спросили: "Почему вы не сказали, что Алена ваша дочь", я ответила: "А зачем?"

- Как вы относитесь к тому, что фотографии ваших родственников появляются в разделах светской хроники модных журналов?

- Это мне очень не нравится. Каждая семья имеет право на личную жизнь, и это право нужно тщательно оберегать.

- Каким образом? Сейчас жены великих людей публикуют откровенные мемуары с подробностями о своей интимной жизни, и эти издания имеют большой успех. Если немножко приоткрыть завесу вашего с Сергеем Бондарчуком брака, что мы сможем увидеть?

- С Сергеем Федоровичем мы договорились об одном - никогда не расставаться, и этому пожеланию старались следовать всю жизнь. Из-за того, что я была неразлучна со своим мужем, упустила пять или шесть хороших ролей, но зато приобрела столько всего другого! У меня была такая интересная жизнь с любимым человеком, разве можно жалеть об упущенных ролях!

НАШЕ ДОСЬЕ
Ирина Скобцева родилась 22 августа 1927 года в Туле. Окончила исторический факультет МГУ, затем Школу-студию МХАТ. За свое первое появление в кино - роль Дездемоны - удостоена звания "Мисс Шарм Каннского кинофестиваля" (1955 год). В 1959 году вышла замуж за Сергея Бондарчука. В 1962 году родилась дочь Алена, в 1967-м - сын Федор Бондарчук. Внуки - Константин (сын Алены), Сергей и Варвара (дети Федора). С 1971 года преподавала актерское мастерство во ВГИКе.

КОРОТКО
Хожу со шрамом на лице от удара плеткой, полученного от "родного сына" - Сережи Безрукова. В черном парике, с густыми бровями меня очень трудно узнать. Когда я снималась в этом фильме, то за все время ни разу не посмотрелась в зеркало. Но каждую минуту я благодарила Господа за эту настоящую роль!

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа33551
Посетителей за 24 часа4123
Посетителей на сайте7
Зарегистрированных пользователей32850