Статьи
 

Пленочная археология. Ощущение чуда, или Истории потерянного времени

FOTO&VIDEO - Декабрь (2008)()

Пленочная археология изучает прошлое по вещественным источникам — фотографиям. Они не всегда содержат однозначный рассказ об изображенных людях, местах или событиях. Тем интереснее становится реконструкция.

Когда современный фотограф-любитель берет в руки цифровую камеру, чтобы сделать снимок на память, он не задумывается о настройках — просто щелкает и смотрит на экранчик — вышло или нет. Автоматика «думает» за человека. Примерно так же все происходило и сто лет назад, за исключением экранчика. Камера наводилась на объект, нажималась кнопка, и изображение засыпало на пленке до проявки. Кто же думал за фотографа? Пленка. Простые камеры для рулонной пленки c ракордом, которую сейчас принято называть «среднеформатной» или «широкой», не имели автоматики и вообще не позволяли что-либо менять: выдержка была обычно одна, как и диафрагма. Все изменения освещенности отрабатывались за счет экспозиционной широты фотоматериала.

Коробчатые уродцы под торговой маркой Brownie выпускались фирмой Kodak с начала XX столетия. Камеры, сделанные из картона, пластика, дерева и жести, успешно продавались в США вплоть до 70-х гг. прошлого века, несмотря на конкуренцию со стороны 35-мм полуавтоматов японского производства. «Брауни» сняли миллиарды снимков. Они были так дешевы и невзрачны, что часто забывались хозяевами по разным причинам с отснятой пленкой внутри. Некоторые такие «машинки времени» дожили до наших дней. Тут в дело вступаю я, пленочный археолог, собиратель потерянного времени.

Я нахожу камеры с забытыми пленками и пытаюсь извлечь из них прошлое. Старые рулонные пленки с ракордом — потрясающее изобретение. Они очень долговечны, в отличие от 35-мм кассетных пленок, в витки которых легко проникает кислород, с течением времени разрушая эмульсию и скрытое в ней изображение.

Я не профессионал, но фотолюбитель и собиратель старых снимков и попытаюсь рассказать о работе пленочного археолога, о всех трудностях и удачах, с которыми мне пришлось столкнуться.

Все это началось много лет назад, в моем детстве, когда наша шумная семейка жила в бревенчатом доме с мезонином на окраине маленького городка. Дом был полон старых вещей. Ничего не выбрасывалось. Если что-то становилось совсем ненужным, оно попадало в подвалы, на чердаки, где пылилось бесконечно долго. Тогда мне часто снился сон, как я нахожу дверь в стене, а за ней комнату, полную старых предметов. Комнату, в которой время застыло. Такой комнатой стали для меня старинные фотографии и забытые пленки, но уже много-много лет спустя:

Помню, как впервые попала ко мне камера с забытой пленкой. Это случилось уже в Штатах (я живу во Флориде с 2002 г.). Камера называлась «Life» O Rama III. Старая раскладная машинка под среднеформатную рулонную пленку была куплена мной на интернет-аукционе eBay с намерением поснимать. В камере нашлась цветная пленка Fujifilm, не очень старая — примерно середины 90-х гг. XX в. После проявки на пленке от прежнего хозяина осталась пара кадров. Ничего особенного — кто-то щелкнул улицу из окна машины. Но сама идея забытого времени так захватила меня, что я уже не мог оторваться от поиска.

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа33275
Посетителей за 24 часа4092
Посетителей на сайте24
Зарегистрированных пользователей32850