Статьи
 

Чайная церемония

COSMOPOLITAN - Ноябрь (2008)()

Как добиться того, чтобы стать желанной гостьей в любой стране?
Чтобы таксист с неподдельной улыбкой таскал твой багаж, официант не заставлял себя ждать, горничная с удвоенным рвением убирала номер, а лазанью готовили только со свежим мясом?
Самый простой способ – не медлить с чаевыми, где они необходимы, но и уметь распознать обстоятельства, где они будут не к месту.

Крупнейший скандал разразился несколько лет назад в Соединенных Штатах, когда Хиллари Клинтон, позавтракав в одном из кафе, не оставила официантке ни цента чаевых. Этого ей долго не могла простить вся Америка. Из ряда вон выходящая ситуация обсуждалась в СМИ, а миссис Клинтон еще долго получала гневные письма от разочарованных американцев.

Сегодня чаевые, как говорится, must have во многих развитых странах. К тому же зачастую они составляют большую часть заработной платы таксистов, официантов, носильщиков, гидов и других представителей сферы обслуживания. А главное, чаевые не слишком ощутимо бьют по карману «дающего» и в большинстве случаев окупаются с лихвой.

По-американски
Не оставить чаевые официанту в американском кафе – значит расписаться в своей жесточайшей скупости. Чаевые здесь обязательны. Это, если хочешь, часть их культуры. Дело в том, что у представителей этой профессии в США обычно очень низкие зарплаты. Основной их доход – клиентские чаевые (tips). Принятая сумма варьируется в зависимости от штата. В большинстве городов в ресторанах высокого уровня советуют ориентироваться на сумму в 10-15% от общего счета, но в Нью-Йорке и Калифорнии 20% от счета – это минимум, на который придется раскошелиться. И чем заведение дороже и популярнее, тем больше чаевых следует оставлять.

Мелочь обычно просто оставляют на столе. В случае оплаты заказа кредитной карточкой чаевые добавляются при подписании счета. Здесь все предусмотрено заранее: в чеке на оплату картой обычно выделяют три строчки: первая – сумма счета, вторая – предполагаемая гостем сумма чаевых и итоговая сумма (total). Не ленись и заполни все строки.

По-европейски
Во Франции: в барах официантам нередко не предусмотрена даже минимальная зарплата. Весь их заработок – чаевые, на которые они искренне надеются. Поэтому здесь ожидают рекордную в Европе сумму доплаты – 15-16%. «Пурбуар» (pourboire – буквально «чтобы выпить») принято оставлять явно: прямо на стойке бара или же класть в тарелочку, на которой был подан счет.

В Германии: немцы всем известны своей строгостью и консервативностью. Но от чаевых и они не отказываются. Оставлять чаевые принято после расчета на столе, под матерчатой салфеткой – так, чтобы лишь часть купюры выглядывала наружу.

В Испании: в барах и маленьких ресторанах принято в качестве благодарности оставлять несколько монет. Их следует класть на пластину вместе с оплаченным счетом. За пределами ресторанного бизнеса чаевых от тебя больше никто не ждет.

В Австрии: есть правило, если официант после третьей просьбы принести счет никак не отреагировал, можно не только чаевых не оставлять, но и просто подняться и уйти не расплатившись!

В Голландии и Швейцарии: официанты не особо избалованы чаевыми. Привычные нам 10% надбавки здесь считаются неоправданной расточительностью. Вполне достаточно будет оставить официанту не более 3-5%.

По-восточному
В странах Востока и Азии будь готова к тому, что представитель сферы обслуживания открыто попросит свой «бакшиш». В Тунисе и Египте оставлять на чай принято всегда и за любую услугу, даже если она была выполнена не слишком качественно. Особого ритуала нет – денежную благодарность кладут прямо в руку добродетеля.
Чаевые от тебя будут ждать и в Индии. Таксист, доставив тебя на место, с готовностью таскает твои чемоданы? Заплатить ему за это будет нелишним.

Воздержись!
В Японии, наоборот, чаевые не принято оставлять вообще! Этот жест не только оскорбит персонал, но и выставит тебя как сноба, жаждущего продемонстрировать свое превосходство над остальными. Скромные и смиренные от природы японцы очень этого не любят. Осторожно с чаевыми в Австралии! Здесь тоже принято расплачиваться ровно по счету.

Менталитет среднестатистического японца, равно как и австралийца, предполагает, что высший разряд в обслуживании – их прямая обязанность. Надо полагать, что и зарплата у них соответствующая. Любая попытка дополнительного вознаграждения с твоей стороны может быть воспринята как прямое оскорбление.

Общие правила
ТАКСИ Практически везде принято оставлять немного на чай таксистам. А в Лондоне, садясь в традиционный черный кеб, будь готова к тому, что за посадку с тебя возьмут 1-2 фунта (как только машина тронется, они тут же нарисуются на счетчике) и будут еще ожидать небольшой благодарности сверх счетчика. Такова традиция, не скупись!

ОТЕЛЬ Заселяясь в отель, не забудь поблагодарить носильщика багажа. Суммой от доллара до пяти – в зависимости от объема и численности твоих чемоданов. Горничным, делающим уборку в номере, принято оставлять 1 доллар или евро (или эквивалент в местной валюте) в день. Можешь ежедневно оставлять чаевые или выдать всю сумму сразу за все дни пребывания, но тогда уже непосредственно перед отъездом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС Это когда ты просишь персонал гостиницы или ресторана о чем-то, что не входит в их прямые обязанности – например, швейцар вызывает для тебя такси или служащий отеля покупает по поручению твой любимый журнал. В таких случаях чаевые непременны, а их размер, как правило, не превышает доллара.

ГИДЫ, ВРАЧИ, ПОЛИЦИЯ Чаевых от тебя не ждут. Конечно, ты можешь поблагодарить их за отличную работу, но не деньгами, а национальным или сладким сувениром. За попытку же оставить премиальные представителям правоохранительных органов тебе вообще грозит судебное разбирательство.

Наша Russia
У нас в стране культуры чаевых как таковой не существует. В дореволюционной России было принято награждать швейцара, извозчика и официанта сверх жалованья или счета. Сегодня традиция денежной благодарности возвращается. Хотя четких правил пока нет.
Тем не менее в кафе и ресторанах больших городов следует оставлять по крайней мере 5% (а лучше 10%) от стоимости заказа. За обслуживание банкета чаевые будут включены сразу в счет. Но эта сумма уйдет в общую кассу заведения, поэтому, если тебе понравилось, что благодаря стараниям официанта у всех гостей бокалы своевременно наполнялись, а горячее не заставило себя долго ждать, скажи спасибо ему лично, сверх счета.
Не принято оставлять на чай мелочь. Это лишь обидит официанта. Стоит также учитывать, что во многих кафе и ресторанах чаевые поступают в «общий котел». В конце рабочего дня накопленная сумма распределяется между официантами, барменами, работниками кухни, кассиром и менеджером – словом, всеми, кто так или иначе участвовал в обслуживании гостей заведения.

Довольно сложно обстоит дело с чаевыми за косметические и парикмахерские услуги. Здесь, пожалуй, стоит ориентироваться на правило: осталась довольна результатом – отблагодари мастера. Кто-то оставляет вознаграждение на рабочем месте мастера, кто-то дает прямо в руку или аккуратно кладет ему в карман. На вопрос же, о какой сумме идет речь, нет однозначного ответа. Говорить о 10% не всегда уместно: вот, скажем, речь идет о коррекции бровей за 280 рублей. В то же время как быть, если стрижка с окрашиванием в хорошем московском салоне обошлась в 5500 рублей или это была SPA-услуга с массажем и обертыванием за 7000? В первом случае одна десятая от суммы – мало, во втором и третьем – много. Думаю, стоит заглянуть в свой кошелек и решить, какая сумма тебе самой кажется комфортной: 50, 100, 200 или 300 рублей. Учитывай и тот факт, что, возможно, в следующем месяце ты позвонишь мастеру на мобильный и попросишь найти для тебя окошко в его плотном графике.

От первого лица
«Я отношусь хорошо ко всем клиентам: вне зависимости, дают ли они мне на чай или нет. Как правило, те, кто заходит в салон случайно, часто не оставляют вознаграждения, но стоит клиентам перейти в разряд постоянных – обязательно благодарят. Я им отвечаю взаимностью – могу выйти ради них в выходной или засижусь допоздна. И сама, оказываясь в роли клиента, стараюсь говорить спасибо за оказанные услуги».
Ольга.  ВРАЧ-КОСМЕТОЛОГ

«Как-то клиентка оставила мне больше на чай, чем стоил сам маникюр. Я с удивлением спросила, подозревая, что она по ошибке достала не ту купюру. Оказалось, никакой ошибки: «Ирина, маникюр, может, стоит и ­недорого, но ваше умение слушать и дать житейский совет стоит гораздо большего!» Так что, выходит, иногда мне платят не только за маникюр, но и за сеанс психоанализа».
Ирина.  МАСТЕР ПО МАНИКЮРУ

«Я отличный стилист-парикмахер. Клиенты меня любят. Если они оставляют на чай – мне приятно, значит, вечером приглашу жену на ужин в ресторанчик, нет – это не изменит моего настроения и не убавит профессионализма. Это все равно как если бы вам за какую-то работу приносили коробку конфет или тортик. Схожие эмоции, но не более. К счастью, я не чувствую зависимости от чаевых и не позволяю клиентам манипулировать мной. Вознаграждение принимаю с достоинством, а не с подобострастием, а с клиентами всегда говорю на равных – вежливо, дружески, без заискивания».
Алексей. СТИЛИСТ-ПАРИКМАХЕР

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа27649
Посетителей за 24 часа3176
Посетителей на сайте26
Зарегистрированных пользователей35981