Статьи
 

Анализ бизнес-процессов как инструмент уменьшения потерь

МОДНЫЙ MAGAZIN - Октябрь (2008)()

Показатели доходности розничной торговли в России с каждым годом приближаются к среднемировым. Доходность снижается из-за увеличения издержек - с каждым годом увеличивается стоимость аренды недвижимости, выводятся из «тени» зарплаты, увеличивается стоимость оборудования, возрастают сроки окупаемости.
 
Естественный путь сохранения доходности - сокращение издержек на функционирование. Всем известно, что прочность цепи определяется прочностью ее звеньев. Розничная торговля - очень длинная цепь, поэтому в формировании прибыли величина потерь играет существенную роль. Преимущество на рынке с высокой конкурентностью будет иметь только тот, кто наладит работу всех звеньев этой цепи.

Любой из потоков, каждое управляющее воздействие может являться источником потерь в работе торговой точки. Потери будут возникать также на стыках подпроцессов, составляющих основной процесс.
Модель работы торгового объекта можно условно разделить на следующие подпроцессы:

  • управление товарными категориями
  • управление товародвижением
  • обслуживание покупателей
  • планирование и обеспечение ресурсами
  • маркетинг и развитие
  • контроль и безопасность.

Первые три пункта из этого списка будут являться основными производственными процессами. Именно на них приходятся большие потери при организации работ. Не будем подробно анализировать потери, обусловленные «откатной» системой в закупках, просто укажем их масштаб — 2–5% от товарооборота. Рассмотрим потери от операционной деятельности. Как они формируются? Вот составляющие подпроцесса товародвижения:
Заказ товара –> Прием товара –> Предпродажная подготовка –> Временное хранение –> Выкладка товара –> Продажа.

Точность заказа товара напрямую зависит от достоверности информации о продажах. Независимо от того, какой механизм использовать, результат его будет неточным, если пользоваться недостоверными данными для анализа. Основные причины возникновения потерь на данном этапе следующие: задвоенные учетные карточки товара, ввиду чего его остатки не консолидируются, неадекватная модель автозаказа и несоответствие фактических остатков товара учетным. Последнее особенно характерно для товаров, продающихся на вес, товаров с высоким уровнем хищения и товаров, относящихся к категории свежих продуктов. Использование неадекватной модели заказа товара также становится причиной потерь.

Разберем практический пример некорректного использования процедуры заказа, основанного на столь популярном АВС-методе. Практическая польза этого метода, основанного на принципе Парето, состоит в том, что можно было определить именно тот участок работ, который приносит максимальный результат. Не вдаваясь в описание самого метода, уделим внимание исполнению граничных условий, поскольку именно они накладывают основные ограничения на использование метода. У категорийного менеджера размер товаров в управлении составлял 3 000 единиц. После применения процедуры автозаказа, базирующейся на методе Парето, через две недели отчет содержал уже только 2 500 единиц. Тем, что в результате пропала шестая часть ассортимента, менеджер не поинтересовался. Последовательно применяя разделение ассортимента на группы, менеджер дополнительно вывел из заказа товары, попавшие в категорию С (низкомаржинальные продажи). Итог такой работы с ассортиментом - заказ всего по 1 500 единицам товара.

Куда же делась половина ассортимента? Менеджер не учел граничные условия применения методики — период оценки. Он предположил, что все имеющиеся в его управлении товары одновременно были завезены в магазин и не имели отрицательного остатка за период анализа. А это не так; возможно, что ходовой товар был распродан за одну неделю, а отчет он снимал за две последующие.

Соответственно, ровно половину анализируемого срока товар не продавался только по причине отсутствия. А наш менеджер не только потерял контроль над половиной ассортимента, но и сделал неправильные выводы о потенциале ряда товаров.

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа50982
Посетителей за 24 часа4039
Посетителей на сайте18
Зарегистрированных пользователей32883