Статьи
 

Рост просрочки замедлился, но о тенденции говорить еще рано

Банковское обозрение - Сентябрь (2008)(2)

Евгений Бернштам: «При работе с коллектором банк должен смотреть не на размер комиссии, а на реальный размер взыскания и свой чистый доход от этого сотрудничества».

Практическая конференция «Работа с проблемной задолженностью в коммерческом банке: профилактика возникновения и эффективные методы взыскания в розничном и корпоративном блоках» пройдет в Москве 9–10 октября. Организаторами конференции выступают ИД «Регламент» и журнал «Банковское обозрение». В преддверии конференции «БО» обратился с вопросами о проблемах взыскания долгов к одному из спикеров конференции, председателю совета директоров компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», президенту Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Евгению Бернштаму.

— Если говорить об уровне просроченной задолженности по всей банковской отрасли, то он не критичен. Однако это не значит, что отдельные банки не имеют высоких показателей по невозвратам кредитов. Хотя сейчас кредиторы понимают, что разумнее проводить регулярные работы по профилактике возникновения просроченной задолженности, чем доводить ее показатели до критического уровня. Это важная часть работы банка, напрямую влияющая на доходность кредитования. Что касается общего объема просроченной задолженности, то, по данным Центрального Банка РФ, на 1 января 2008 года в России физическим лицам было выдано кредитов на общую сумму 3,14 трлн рублей. Тогда же объем просроченной задолженности по потребительским кредитам перешагнул рубеж в 100 млрд рублей. Это составляет 3,3% от объема всех выданных на эту дату кредитов.

— Эксперты указывают, что рост просрочки уже не опережает рост кредитования в два раза, то есть рост просрочки замедлился. Согласны ли вы с такой оценкой? Если да, то что, по-вашему, повлияло на торможение роста просрочки: улучшение риск-менеджмента в банках, применение банками механизмов по уводу просрочки с баланса, кризис ликвидности, заставивший банки жестче работать с заемщиком, что-то еще?

— Действительно, темп прироста просроченной задолженности летом 2008 года замедлился. Но это пока результат только второго квартала 2008 года. Даже в начале года темпы просрочки, опережающие рост кредитных портфелей, сохранялись. Говорить о тенденции пока преждевременно. Замедление роста просрочки можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, некоторое замедление самого кредитование в силу известных макроэкономических причин. Во-вторых, в условиях кризиса многие кредитные организации заметно ужесточили требования к заемщикам. В-третьих, сами банки начали уделять работе с «плохими» долгами все больше внимания, в том числе теснее сотрудничать с коллекторами — это тоже дает постепенный эффект. Также все больше растет популярность сделок цессии — все больше банков продают портфели своих долгов. Объемы этих портфелей увеличиваются, и эти продажи, соответственно, влияют на показатели просроченной задолженности по всей отрасли. Однако важно помнить, что существуют разные методы оценки просроченной задолженности — по РСБУ и МСФО, которые дают разные результаты. Какой из них применяется конкретным банком, зависит от его внутренней политики.

— Как вы видите в дальнейшем развитие ситуации с проблемной задолженностью в российских банках и от каких факторов это развитие ситуации будет зависеть?

— Как я уже сказал, банки в России все больше внимания уделяют работе с просроченной задолженностью и стараются не допускать роста ее показателей. В этом можно увидеть положительное влияние кризиса. Во-первых, в условиях замедления темпов кредитования накопившаяся за годы бума просрочка стала более «заметна» в портфелях. Во-вторых, многие поняли, что лучше изначально стараться не допускать увеличения объемов проблемной задолженности, заранее минимизировать убытки от невозвратов и, таким образом, отчасти поддержать ликвидность. Кроме того, стабильное повышение качества работы коллекторских агентств также влияет на развитие ситуации. Чем лучше работают агентства, чем эффективнее взыскание, тем выше доверие кредиторов коллекторам, а это значит — меньше проблемных долгов.

— В каких случаях банкам, по вашему мнению, выгодно отдавать collection на аутсорсинг? Зависит ли это только от срока просрочки или еще и от каких-то других факторов?

— Для банка взыскание просроченной задолженности — непрофильная деятельность. Наладка процесса эффективного взыскания требует больших вложений в персонал, рабочие места, ПО, обучение. У профессионального коллекторского агентства уже есть все необходимые ресурсы для работы по возврату долгов. При этом, передавая «плохие» долги коллекторам, банк не несет финансовых рисков, — комиссия на досудебном этапе, на котором в случае, например, «Секвойи», взыскивается более 90% задолженности, производится по факту оплаты долга. Таким образом, передача на аутсорсинг выгоднее, чем организация взыскания собственными силами, когда на решение этой задачи привлекаются ресурсы, «заточенные» под основной бизнес банка. Как правило, банки предпочитают передавать коллекторским агентствам довольно «старую» проблемную задолженность. Это объясняется тем, что для обеспечения взыскания «старой» просрочки (от 6 месяцев и более) кредитору необходимо применять более активные, а значит, и более затратные методы работы (выезды, длительные телефонные переговоры и пр.). Причем с дальнейшим увеличением срока просроченной задолженности затраты банка на взыскание в какой-то момент начинают превышать доходы от взысканных сумм. Наступает момент, когда выгодно продать такие долги, а собственные силы сосредоточить на работе с заемщиками. Но нельзя не отметить, что в то же время сейчас видна тенденция к увеличению объема передачи на аутсорсинг относительно «свежих» долгов. Особенно это касается случаев, когда целью является не взыскание сразу всей суммы, а погашение заемщиком возникшей просрочки и его возврат к установленному графику платежей. Банки, таким образом, стараются сразу не разрывать отношения c клиентом, допустившим просрочку, а стремятся сохранить его в качестве заемщика, решив вопрос небольшой просрочки по кредиту с помощью коллекторов.

— Можно ли выделить, что более важно: снять «плохую» проблемную задолженность с баланса банка или все-таки вернуть по ней часть средств, пусть и с потерями на collection?

— Эти два варианта нельзя сравнивать. Затраты на взыскание не есть потери, особенно когда речь идет о «старых» долгах. Взыскание подобных долгов, а именно по отношению к ним чаще всего принимается решение о списании, может быть затратным, так как требует больших усилий: из-за упущенного времени, изменившихся контактных данных и материального положения должника. Самостоятельно такую задолженность кредитор, как правило, не сможет взыскать вообще. А вот профессиональное коллекторское агентство какую-то часть суммы, скорее всего, взыщет и тем самым даст кредитору возможность получить прибыль от неработающих активов. Без коллекторов эта прибыль была бы упущена. Поэтому затраты на взыскание — это не потери, а средства минимизации убытков, фактически дополнительная прибыль. В принципе списывать ли проблемные долги или взыскивать — зависит от внутренней политики банка, от его возможностей.

— Можно ли по опыту вашего коллекторского агентства оценить (на примере какого-нибудь типового портфеля долгов), каков вклад Soft Collection, Hard Collection и Legal Collection в общий успех?

— Это довольно сложный вопрос. Дело в том, что передаваемые в «Секвойя Кредит Консолидейшн» портфели очень разные, трудно вычленить типовой случай. Так или иначе, прежде чем начать работу, мы, кроме всего прочего, анализируем долги и определяем наиболее оптимальные методы взыскания. Кстати, все методы работы в отношении должников обсуждаются индивидуально с каждым клиентом на этапе подписания договора. К основным методам нашей работы относятся телефонное и выездное взыскание — на этих этапах взыскивается более 90% долгов.

— Успех бизнеса связан только с тем, чтобы добиться у банка большей комиссии?

— До сих пор, к сожалению, бытует ошибочное мнение, что у коллекторских агентств в России необоснованно высокие комиссии. Однако сравнивать нашу ситуацию с Европой и тем более с США неправильно: у нас другой менталитет, другой уровень доступа к информации, другие расстояния, другое качество кредиторов и другие долги, в конце концов. За комиссией коллекторского агентства в России стоит дорогостоящая инфраструктура, которая позволяет в наших условиях обеспечивать высокий уровень взыскания. Кроме того, адекватные комиссии позволяют использовать расширенный арсенал методов, повышать качество проработки портфеля. А чем выше качество проработки портфеля, тем больше задолженности агентство возвращает клиенту. На сегодняшний день с оптимизмом можно отметить, что понимание обоснованной стоимости услуг профессиональных коллекторских агентств постепенно приходит к участникам рынка. Большинство банковских клиентов, имеющих реальный опыт передачи просрочки на аутсорсинг, обращают внимание не столько на заявленный комиссионный процент, сколько на реальный объем взыскания и свой чистый доход от сотрудничества с коллекторским агентством.

— Какова роль программных продуктов в успешном взыскании проблемных задолженностей? Как вы оцениваете состояние рынка программных продуктов для Collection в России? Насколько ПО по взысканию должно быть интегрировано с SRM или другими системами продающих подразделений банка?

— Важность программного обеспечения для эффективной работы по взысканию трудно переоценить. Без качественных информационных систем профессиональное агентство, которое одновременно работает с тысячами должников, не сможет не только проанализировать данные для обоснованной работы, но и просто распределить должников между сотрудниками. В своей работе «Секвойя Кредит Консолидейшн» использует самые передовые информационные технологии. Большая часть процессов компании автоматизирована. В силу специфики деятельности очень большое внимание уделяется телефонным переговорам. В связи с этим сотрудники контакт-центра агентства используют в своей работе самые современные программы, которые позволяют им большую часть времени эффективно тратить на переговоры с должником, а не на фиксирование данных в системе и рутину.

— Каковы специфические различия по взысканию задолженности с юридических лиц и физических лиц? Как вы оцениваете объем и динамику рынка просроченной задолженности юридических лиц в России?

— При взыскании долгов с физических лиц основная работа проводится на досудебном этапе. С должником проводят переговоры, в процессе которых его убеждают погасить задолженность. Что касается задолженности юрлиц, здесь агентство значительно быстрее переходит к судебному взысканию. Однако следует иметь в виду, что взыскание на этой стадии — процесс долгий и трудоемкий, часто при этом положительное решение суда — еще далеко не гарантия получения кредитором денег. Взыскание просроченной задолженности юридических лиц в России — дело перспективное. Ежегодно доля долгов юридических лиц увеличивается. К концу 2008 года она может составить до 10–12% от общего объема задолженности, находящегося в портфеле нашего агентства. Увеличение доли долгов юрлиц, в том числе, происходит за счет диверсификации отраслей, в которых работают коллекторские агентства. К банкам, телекоммуникационным и страховым компаниям присоединяются предприятия ЖКХ, лизинговые, торговые, транспортные компании и др. Доля долгов, привлеченных из новых отраслей, в портфелях коллекторских агентств постепенно растет.

Вопросы взыскания проблемных долгов более подробно будут обсуждаться на организуемой ИД «Регламент» и журналом «Банковское обозрение» 9–10 октября в Москве конференции «Работа с проблемной задолженностью в коммерческом банке: профилактика возникновения и эффективные методы взыскания в розничном и корпоративном блоках». Подробнее об участии в конференции можно узнать по телефону (495) 921-23-34. Участникам из других городов будет оказано содействие в организации пребывания в Москве.

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа102442
Посетителей за 24 часа5567
Посетителей на сайте19
Зарегистрированных пользователей32845