Статьи
 

Российские кинопремьеры осени

Time Out Москва - 34 (2008)(2)

Куда движется русская киномысль и в какие формы при этом отливается.

Еще весной, с изумлением отсматривая новинки российского кино на сочинском «Кинотавре» и кинорынке, мы с коллегами обратили внимание на неожиданное засилье русской темы. Самые ловкие режиссеры, словно сговорившись, отправились в крестовый поход вглубь немытой России. Корнями подобный арт-брют уходит в прошлый год — год предвыборных финансовых вливаний и громкой славы фильма «Груз 200». После того же, как антисоветчину Алексея Балабанова показали по центральному телевидению (правда, свой следующий фильм, «Морфий» по Булгакову, режиссер снял уже без господдержки), припадание к сивушным корням стало, кажется, модой.

По русскую душу
Хедлайнер покаянного русского стиля — несомненно, Кирилл Серебренников со своим «Юрьевым днем». Забудьте о Распутине и Шукшине — Серебренников переснял на отечественном материале хоррор «Сайлент Хилл», но заменил выморочную американскую готику привычной нам социальной проблематикой: представьте, что инфернальные призрачные шахтеры из «СХ» перешли в тонкий мир из-за невыплат заработной платы. Добавьте к этому совершенно босховские картины провинциальных ужасов города Юрьева и явный призыв ко всем москвичам покаяться и раствориться в родном суглинке. Получите зрелище незабываемой силы, после которого не знаешь, что делать — смеяться или эмигрировать. Интересно, этого ли эффекта добивался сценарист Юрий Арабов?

Назад в историю
Продолжит тему «Однажды в провинции» Кати Шагаловой — живописное кино о провинциальном алкоголизме и люмпенском интернационализме, снятое не просто по следам «Груза 200», а прямо с его звездами (Леонид Бичевин и Алексей Полуян). А кульминацией станет «Адмиралъ» Андрея Кравчука, противопоставляющий пока еще ничтожному настоящему великое и эпическое прошлое. Это кино продолжает старую советскую традицию маринистических блокбастеров — таких как «Адмирал Нахимов» или «Адмирал Ушаков», только героем тут становится главный жупел советской пропаганды — адмирал Колчак! В фильме Кравчука вешатель-золотопогонник (играет адмирала Константин Хабенский) превращается в романтического героя — через огни морских и сабельных сражений его ведет любовь к героине Лизы Боярской. Не удивлюсь, если в скором времени дело дойдет до ремейка «Чапаева», в котором Митька-брат будет отомщен и смерть комдива обставят как хеппи-энд!

Русский Болливуд
Раз уж речь зашла об «Адмирале», придется коснуться и темной стороны русского кино — его стремительной болливудизации. Это вообще-то не новость: русские клоны голливудского кино (с тайгой, березками, Курским вокзалом, родными лицами и в десять раз дешевле) стали появляться давно — вспомним хотя бы «Москва слезам не верит» («Оскар» в 1980-м). Но сейчас они снимаются не просто по голливудским сюжетным схемам, а по мотивам конкретных фильмов. Как в Индии были свои «Изгоняющий дьявола» с плясками и «Матрица» с песнями, так у нас — свои «Римские каникулы» с Гошей Куценко и свой «Форсаж» с тюнингованной «копейкой». А будут еще «Леди Гамильтон» — все тот же «Адмиралъ», «Коммандо» — «День Д» (режиссер, сценарист и исполнитель главной роли — Михаил Пореченков»), наш «Купол грома» — «Обитаемый остров» Бондарчука, наш «Успеть до полуночи» — «Непобедимый» с Владимиром Епифанцевым, свой «Вэлиант» — «Сапсан 3D»; говорить снова про «Юрьев день» уже как-то неудобно.

Самое страшное кино
Все это, конечно, очень смешно — но еще веселее благородные попытки снять оригинальное жанровое кино: встречаясь с национальными особенностями, американские стандарты (не обязательно голливудские) порождают удивительные, не похожие ни на что химеры. Все мы помним тот ужас и моральный террор, который творился на премьерах «Самого лучшего фильма» (первая попытка паразитировать на отечественном киноконтексте, по примеру «Очень страшного кино»). Став рекордсменом в первый уикенд, фильм резко сдал назад во второй, когда включилось сарафанное радио. В сентябре нас ждут три других удивительных опуса — к счастью, гораздо более смотрибельных — музыкальная буффонада «Гитлер капут», триллер «Тот, кто гасит свет» и рок-н-ролльный мюзикл «Стиляги» Многострадальный «Капут», идущий путем «Самого лучшего фильма» (то есть высмеивающий все святое — Штирлица, Победу, тихие зори и т. п. ), бесконечно переносился — сначала неназываемые темные силы препятствовали его выпуску 9 мая, потом — 22 июня, теперь фильм стал на нейтральную дату — 18 сентября. Понятно, что болезненную реакцию вызывает фамилия в названии и обилие веселеньких свастик в антураже картины. Но если это отечественное подражание комедиям Лесли Нильсена и пропагандирует что-нибудь, то разве что формы Анны Семенович и преимущества американского кинообразования — режиссер Марюс Вайсберг, в отличие от создателей «Самого лучшего фильма», учился в Штатах. И научился многому — невербальные шутки тут на порядок смешнее прописанных в сценарии реплик.

Режиссер «Того, кто гасит свет» Андрей Либенсон, напротив, вовсе не рассчитывал смешить публику — и, наверное, человек, не видевший в жизни ни одного американского триллера, примет все происходящее за чистую монету. Но представьте себе: стандартный сюжет про маньяка-педофила и непотребства, скрывающиеся за чистеньким фасадом провинциального городка, перенесены в реалии Ленинградской области. Обычная для американского масскульта фиксация на педофилии кажется особенно зловещей в контексте традиционного российского раздолбайства и беспредела. Но положение спасет восхитительный мискаст — роль следователя, явно предназначенную для Клинта Иствуда, тут играет добрейший Алексей Гуськов. Наблюдать, как наш человек бежит по запутанному, но довольно предсказуемому лабиринту штампов голливудского триллера — чистое киноманское удовольствие. Испытать его можно будет с 25 сентября.

Звуки музыки
«Стиляги» Валерия Тодоровского — скорее русский «Бриолин», чем «Лак для волос». Вместо кадиллаков и дайнеров тут — сталинский антиквариат и коммунальные кухни, вместо джинсов — костюмы джокеров. Вечная проблема музыкальных фильмов о молодежи — юные актеры не способны слаженно сплясать даже «Яблочко», а опытные танцоры несут на лицах неуместную печать опыта и цинизма — решен Тодоровским с потрясающей ловкостью и дерзостью. Герои тут просто… не пляшут — в нужный момент из-за кулис появляется профессиональный кордебалет и начинает пляски в муке или на институтской кафедре. Браво! А когда дело доходит до любовных сцен, молодежь начинает выдавливать из себя розовый вазелин вполне в духе Джона Уотерса. Короче, «Танцор диско» бледнеет и умолкает.

Русский клон
Гоша Куценко — Грегори Пек

Герой-любовник и фланер-болтун, такой же высокий и носатый («Все могут короли» — ремейк «Римских каникул»).

Владимир Епифанцев — Роберт Де Ниро
Здоровяк с хорошо подвешенным языком и легким гангстерским шармом («Непобедимый»).

Михаил Пореченков — Арнольд Шварценеггер
Мистер Мускул консервативного толка планомерно примерялся к «Детсадовскому полицейскому» и «Коммандо».

Ксения Раппопорт — Наоми Уоттс
Главная брюнетка в опасности. Один раз даже была блондинкой — в «Незнакомке» Джузеппе Торнаторе!

Алексей Чадов — Джеймс Дин
Герой молодежи. Ну, может, еще не герой, но старается. Для полного сходства не хватает личного гоночного автомобиля и владения системой Станиславского.

Дмитрий Дюжев — Борис Карлофф
Характерный актер суровой наружности явно страдает оттого, что наше жанровое кино так недоразвито. Сыграл бы в «Франкенштейне».

Павел Деревянко — Роберт Дауни-мл.
Хороший актер, зарабатывающий в амплуа комика-эксцентрика, тоже неплохого. И забияка — однажды наш сотрудник чуть не подрался с Павлом в лифте!

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа112701
Посетителей за 24 часа671
Посетителей на сайте11
Зарегистрированных пользователей32820