Статьи
 

Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России

CONNECT! Мир связи - Июнь (2008)(2)

Последние годы тема тотальной цифровизации общества и, как следствие, бурного развития цифровых медиа привлекает все больше внимания не только в России, но и во всем мире. Под термином «новые цифровые медиа» обычно подразумеваются среды, основанные на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, – Интернет, мобильная и цифровая outdoor&indoor-среды, цифровое платное телевидение (PayTV).

Явный лидер по признаку «медийности» в этом списке – Интернет, со своей широкой и продолжающей расти аудиторией. Здесь в основном определены роли игроков, их ключевые бизнес-модели, рекламный инвентарь, выполняются полноценные медиаизмерения и мониторинг рекламы и т. д.

Судя по всему, следующий претендент на роль полноценного «медиа» – мобильная среда, о чем свидетельствует приход в сегмент мобильной рекламы крупных международных компаний – Samsung, Nokia, Yahoo!, Microsoft, Google. Во время недавнего визита в Россию сооснователь Google Сергей Брин в интервью газете «Ведомости» выделил в числе «прорывных» технологий ближайшего будущего именно мобильный Интернет наряду с «чистой» энергией и нанотехнологиями.

Что движет рынком, или Кто двигает рынок?
Анализ рынка показывает, что игроков, претендующих на место в цепочке добавленной стоимости и, соответственно, в перспективе на долю доходов в секторе мобильной рекламы, уже достаточно много.

Ключевую роль в формировании российской индустрии мобильной рекламы играют сегодня крупнейшие операторы сотовой связи («владельцы» мобильной аудитории) и рекламные агентства («владельцы» рекламных бюджетов). С учетом того, что те и другие имеют устойчивый, так называемый традиционный бизнес, наработанную практику и сформированные бизнес-модели, перспективы развития сектора мобильной рекламы во многом зависят от намерений и степени взаимодействия именно этих игроков.

Очевидно, что и сотовые операторы, и рекламные агентства имеют объективные рыночные основания продвигаться в сегмент мобильной рекламы. Так, в связи с достижением высокого (более 100%) уровня проникновения и насыщения рынка сотовой связи рост численности абонентов сотовой связи и, соответственно, доходов операторов существенно замедляется. Поэтому альтернативным способом генерации доходов и развития бизнеса наряду с развитием неголосовых сервисов, движением в регионы РФ и СНГ является именно мобильная реклама.

В свою очередь, медийный бизнес сталкивается с нарастанием так называемого рекламного «шума» в традиционных медиа. Аудитории размываются, наблюдается высокая медиаинфляция, усиливаются законодательные ограничения на рекламу. Кроме того, сами рекламодатели ищут новые, более эффективные каналы коммуникации с потребителем. Перечисленные факторы и давление зарубежных офисов (в доходах которых мобильная реклама уже занимает заметную долю) заставляют крупные сетевые агентства тестировать новый рекламный носитель.

Большой интерес к новому сектору проявляют и производители телекоммуникационного оборудования, и разработчики ПО, которые готовы модифицировать и поставлять свои продукты и услуги в интересах интенсивно развивающегося и многообещающего сектора мобильной рекламы.

Безусловно, главными «возмутителями спокойствия» и катализаторами российского рынка выступают сегодня небольшие специализированные агентства мобильной рекламы и маркетинга, а также WAP-площадки, которые специализируются на мобильных технологиях, и чей бизнес напрямую зависит от динамики развития сектора мобильной рекламы. К данной категории игроков относятся, кроме того, компании, развивающие перспективные маркетинговые и рекламные технологии Bluetooth и мобильных штрих-кодов.

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа166518
Посетителей за 24 часа4608
Посетителей на сайте20
Зарегистрированных пользователей32860