Статьи
 

Путь-дорожка, фронтовая…

Автопремьера - 17 (2008)()

За окном распустилась листва на деревьях. Немного раньше обычного пришла весна в этом году. Месяц май... Который радует всегда тёплыми днями, расцветающей природой и приятными заботами. Месяц, который подарил нам самый главный праздник для нас, самый долгожданный и самый дорогой… Двадцать шесть миллионов наших соотечественников отдали свои жизни ради Победы, ради нас с вами. Земной поклон вам, и всем ветеранам. Всем тем, кто ковал Победу на фронтах и в тылу. Спасибо за то, что мы есть, за наше мирное небо, за нашу Родину, за наш город – Набережные Челны, за КАМАЗ. За всё то, чего не было бы без вас…

В этом номере хочется рассказать о тех, кто вынес тяжесть этой войны на своих плечах. О тех, кто трудился в тылу в тяжелейших условиях. О тех, кто поднимался в атаку, вёл свой танк в бой или в крутом пикировании заходил в хвост «мессеру». О сапёрах, моряках, артиллеристах. Их много, очень много, о ком можно рассказать. Для этого и целой книги не хватит. Но наш журнал небольшой и скромноват для такой задачи. Вот и решил я написать об автомобилях, на которых воевали наши деды – фронтовые шофера. Тем более журнал наш автомобильный.

Мой дед, Газиз Вахапович, всю войну прошёл, а вернее проехал на своём грузовике. Уже зрелым мужиком, будучи вторым водителем, в своей деревне, стал он фронтовым шофёром, старшиной автороты. Спустя всего четыре дня после начала войны, 26 июня 1941 г., он уже надел военную форму, а домой вернулся только в октябре 1945 года. Возил грузы на передовую, участвовал в освобождении Гжатска и Вязьмы, за что получил медаль «За боевые заслуги». За участие в освобождении Смоленска получил первый орден «Красная звезда». Освобождал Латвию, Польшу. Чуть не утонул при форсировании Одера. И брал Берлин, за что получил второй орден «Красная звезда» и медаль «За взятие Берлина. К сожалению, я своего деда уже не застал, все, что знаю о нём, мне рассказали родственники, либо прочитал в газетных статьях. Здесь я кратко рассказал о своём деде, а ведь таких, как он, были миллионы…

К сожалению, сказать, на какой машине воевал мой дед, я не могу. Хотя родные говорят, что это была «полуторка». Но ведь большинство из нас все советские машины той поры называют «полуторками». Что ж, думаю, что со знаменитой «полуторки» и следует начать рассказ об военных автомобилях.

Под народным названием «полуторка» скрываются автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Один из них можно увидеть в экспозиции набережночелниского Музея Автомобильных войск, причём в хорошем состоянии. Обе эти машины широко применялись в тридцатые годы и во время Великой Отечественной войны. Свою родословную они ведут от американского «Форд-АА». Поначалу собирали эту марку из импортных комплектующих с 1929 по 1931 год на заводе «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде. А с 1932 года начал работу там уже завод-гигант НАЗ. Тогда покупали целые заводы с технологиями полного цикла производства, не то, что сейчас, когда из турецких, бразильских или китайских комплектующих собирают машины. Как выразился один из советских руководителей тех лет, «мы пришили пальто к пуговице». Таков был рост нашей промышленности. После того, как город переименовали в Горький, и завод (и, следовательно, марка автомобилей) стал называться ГАЗ. Первая модель автозавода, ГАЗ-АА, имела четырёхцилиндровый двигатель рабочим объёмом 3,285 литра, четырёхступенчатую КПП с сухим однодисковым сцеплением. Скорость до 70 км/ч. Подвеска была зависимая, рессорная. Причём на передней оси рессора была поперечная. Рабочий тормоз имел механический привод. Из горьковских комплектующих собирали эти автомобили также в Москве, на заводе КИМ (Коммунистического интернационала молодёжи). В 1938 году провели модернизацию. Повысили степень сжатия в двигателе, благодаря чему его мощность увеличилась с 42-х до 50-ти л.с. Данная модель получила наименование ГАЗ-ММ. К началу войны в Красной Армии числилось 151100 автомобилей данных двух марок.

С 1933 года в Москве на заводе имени И.В. Сталина начал производиться автомобиль ЗИС-5. Его военный вариант ЗИС-5В стал, пожалуй, самым массовым автомобилем нашей армии в Великую Отечественную войну. Сама машина являлась дальнейшим развитием прежних автомобилей АМО-2 и АМО-3, которые, в свою очередь, были созданы на основе Американского грузовика «Отокар -5А». Как видно, Соединённые Штаты Америки внесли серьёзный вклад в становление нашего автомобилестроения. Дело в том, что после революции, из всех западных стран, только США поддерживали деловые отношения с Советским Союзом.

По сравнению с ГАЗ-АА, ЗИС-5 имел вдвое большую грузоподъёмность. Шестицилиндровый двигатель имел объём 5,555 литра,  развивал мощность до 73 л.с. и скорость до 60 км/ч. Грузоподъёмность 3000 кг. Тормозной привод был механический, на все колёса. Подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. На базе ЗИС-5 были разработаны полугусеничные автомобиль ЗИС-6, ЗИС-22, ЗИС-42. С 1942 года ЗИСы начали производить в Ульяновске (Этот завод теперь называется УАЗ), а с1944  - и в Миассе (ныне это завод УРАЛАЗ). 104200 автомобилей ЗИС-5 было в нашей армии на начало войны.

Отличительной чертой грузовиков марки ГАЗ и ЗИС, выпускавшихся в военное время, стало упрощение их конструкции. В целях уменьшения расхода дефицитных материалов и снижения трудоёмкости, на этих машинах устанавливали одну фару (слева), тормоза  только на задних колёсах. Вместо металлической кабины простая деревянная, с дерматиновой крышей и откидными пологами взамен дверей, бампер отсутствовал. У кузова только один откидной борт (задний), крылья простой угловатой формы. Суровые и аскетичные были условия труда у военных шофёров.

Ярославский Моторостроительный завод до войны производил автомобили, хотя и в очень ограниченных количествах (по сравнению с ГАЗ и ЗИС). В армию поступали двухосный ЯГ-6 и трёхосный ЯГ-10. Конструкция их была отечественной разработки. Только двигатели на них ставились либо марки ЗИС, либо импортный «Геркулес». У ЯГ-6 были тормоза только на задние колёса, зато их механический привод имел вакуумный усилитель. В трансмиссии применялась четырёхступенчатая КПП с сухим двухдисковым сцеплением. Подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. Скорость до 40 км/ч, грузоподъёмность 5000 кг. У ЯГ-10 имелся двухступенчатый демультипликатор, задняя подвеска балансирная (тогда её называли «типа WD») скорость 45 км/ч, грузоподъёмность до 8000 кг. 1600 автомобилей ЯГ-6 начали войну, а ЯГ-10 было около 300.

Из трёхосных автомобилей в Красной Армии наибольшее распространение получили ГАЗ-ААА (читается «ГАЗ три А») и ЗИС-6. Первые трёхоски начали собирать у нас ещё в 1931 году, в Нижнем Новгороде. Это были собираемы из импортных комплектующих грузовики «Форд-Тимкен» и «Мэриленд». Но уже в 1934 году началось массовое производство ГАЗ-ААА, который был разработан, в свою очередь на базе ГАЗ-АА. НА нём устанавливался двигатель ГАЗ-АА (в последствии форсированный ГАЗ-ММ), был применён демультипликатор. Главная передача червячного типа. Задняя подвеска балансирная. Грузоподъёмность составляла 2000 кг по шоссе (по грунту 1500), максимальная скорость до 65 км/ч. Снаряжённая масса – 2475 кг. На его базе выпускали самоходные установки СУ-12.

В 1933 году конструкторами завода ЗИС был на базе ЗИС-5 разработан его трёхосный вариант. Который, в последствии пошёл в серию под наименованием ЗИС-6. Он имел балансирную заднюю подвеску с проходными мостами (т.е. соединённых карданными валами напрямую, без раздаточной коробки), усиленную раму, механический привод тормозов с вакуумным усилителем, двухступенчатый демультипликатор. Также был предусмотрен компрессор для накачки шин. Двигатель остался прежний, только объём радиатора увеличили на 9 литров (до 32 л) для интенсивного охлаждения тяжело нагруженного мотора. Всего их выпустили 21 239 штук. Замечу также, что на их базе выпускались первые реактивные установки БМ-13, более известные как «Катюши». Многие наши грузовики послужили базой для создания различных броневиков, зенитных самоходных установок и различных специальных машин.

В 1942 году начали производство полугусеничного грузовика-тягача ЗИС-42, а позже ЗИС-42М. Он имел двигатель ЗИС-5М с увеличенным объёмом радиатора. Вместо задней оси был применён гусеничный движитель. Благодаря этому, была значительно повышена проходимость автомобиля и увеличены тяговые свойства.  Его часто использовали для буксировки артсистем. ЗИС-42М имел 85-ти сильный двигатель ЗИС-16. Максимальная скорость составляла 40 км/ч, грузоподъемность 2250 кг по шоссе и 1750 кг по грунту.

Советские автомобили времён Великой Отечественной войны, во многом, по сравнению с зарубежными аналогами, кажутся примитивными. Да, они уступали «иностранцам» в мощности двигателя, имели устаревший дизайн, минимум комфорта для водителя и многое другое. Но в то же время у них были огромные преимущества, столь важные для военного времени. Это конструктивная и технологическая простота, просто чудовищная ремонтопригодность. И ко всему этому, они ездили на самом низкокачественном топливе, чего не могли себе позволить другие машины, как союзников, так и фашистов. Многие подбитые ЗИСы и ГАЗы восстанавливались в ПРМ (полевые ремонтные мастерские) и РВБ (ремонтно-восстановительные батальоны).

Вадим Поляков

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа31084
Посетителей за 24 часа5024
Посетителей на сайте34
Зарегистрированных пользователей33423