Статьи

ДНКод жизни

Аргументы и факты - 12 (2008)()

Генетика готова избавить нас от смертельных болезней и продлить наш возраст до 120 лет. Более того, она способна сделать человека лучше…

На нашем телевидении крайне мало научно-популярных программ, да и сами учёные как-то не жалуют «голубой экран», где правит бал сплошная развлекуха. Один из создателей легендарной передачи «Очевидное - невероятное», а ныне президент телекомпании «Цивилизация» Лев Николаев убеждён, что скоро ситуация изменится. Его новый телевизионный проект посвящён генетике и её истории.

- Ваш фильм, который показывает Первый канал, называется «Код жизни». Это дань модному слову или вы считаете, что генетикам удалось докопаться до сути и найти этот самый код?

- И то и другое. В данном случае слово «код» имеет прямое отношение к тому, о чём идёт речь. Ведь задача перед генетиками на протяжении 150 лет их исследований была именно такая - разобраться в том, как природа запрограммировала всю жизнь на Земле, как передаётся информация от предков потомкам и т. д. А кульминацией работы учёных стало открытие двойной спирали ДНК. Это, в сущности, и есть код жизни.

Выращивание органов станет рутиной
- Расшифровка генома и прочие достижения генетики открывают безграничные возможности. Избавление от смертельных болезней, продление жизни... До какого возраста смогут доживать люди будущего?

- Этот возраст определён - это 120 лет, причём определён давно. Считается, что именно столько должен прожить человек, если сумел избежать серьёзных болезней и имел мощный энергетический потенциал, что помогало ему справляться с жизненными трудностями. И умер просто от исчерпания ресурсов - клетки перестали давать то количество энергии, которое необходимо для поддержания всех процессов. Чем тут способна помочь генетика? Во-первых, выращиванием органов. Их будут использовать для трансплантации больным, причём это станет этакой медицинской рутиной. Во-вторых, встраиванием в живую ткань определённых генов. Это более сложный и тонкий процесс. Пока этого не делают, но вот-вот начнут. И тогда генная инженерия сможет помогать, например, супругам, у которых высока вероятность нездорового потомства. Можно будет просчитывать наследственные болезни и изменять ДНК на стадии беременности, подготовки к родам.

- И человечество избавится от всех недугов?

- От наследственных точно избавится. Взять гемофилию - нарушение свёртываемости крови. Эта болезнь неизлечима, её течение приходится контролировать с помощью медикаментов. Гемофилией, как известно, страдал цесаревич Алексей. Царская семья скрывала этот факт от общественности, а Григорий Распутин использовал его в корыстных целях. А вот в наше время мальчику смогли бы помочь. Именно генетики выяснили, как передаётся гемофилия. Это наследственный недуг: носителями дефектного гена являются женщины, но болеют гемофилией мужчины. Цесаревич Алексей был правнуком британской королевы Виктории, в генотипе которой, как выяснилось, и произошла мутация гена, передающего гемофилию. Половина её сыновей, внуков болели гемофилией. Современные же научные методы позволяют просто-напросто «выключить» нехорошие гены.

- И когда всё это будет поставлено на конвейер?

- Думаю, в течение одного десятилетия генетика выйдет на новый уровень и станет прикладной наукой. Завершатся испытания на крысах, мушках-дрозофилах, и учёные наконец начнут «исправлять» самого человека.

Ген агрессии можно выключить
- Есть мнение, что с помощью генной инженерии можно даже изменить характер человека…

- Генетика, кроме того что победит сердечно-сосудистые заболевания и рак (а это основные причины смертности на планете), способна на более удивительные вещи. Например, избавить людей от излишней агрессивности. Для этого необходимо из нашего генома убрать гены, ответственные за агрессию. И тогда человечество утихомирится и заживёт лучше, без войн и конфликтов. Правда, тут есть свои издержки. Избавившись от агрессивных особей, мы рискуем потерять и такую важную часть нашего общества, как герои и храбрецы. Ведь их положительные качества, оказывается, управляются тем же самым геном! Но, конечно, подобные вмешательства в геном поднимают проблему морально-этического характера.

- Сейчас много споров идёт по поводу генно-модифицированных продуктов. Дескать, это такая мина замедленного действия: последствия проявятся лишь через несколько поколений. Что думаете об этом?

- Думаю, что наука решит и эту проблему, если она, конечно, возникнет. Говорят, мол, при поедании трансгенной картошки что-то может законсервироваться в человеческом организме, нарушится деятельность поджелудочной железы, выделение гормонов и т. п. Но проблемы с обменом веществ и сейчас существуют. А генная инженерия, наоборот, поможет управлять всеми этими процессами. То есть, если какие-то недостатки проявятся, наука сама же их и устранит.

- Скажите, почему на российском телевидении так мало научно-популярных программ? Неужели на них нет спроса? Ведь мы считаем себя образованной, эрудированной нацией, чуть ли не самыми умными в мире.

- Спрос есть, хотя просветительские программы и не имеют высокого рейтинга. Да и таких доходов от рекламы не дают, как развлекательная продукция. Но не стоит забывать, что до последнего времени и сама наука у нас не имела поддержки со стороны государства. Научно-популярное ТВ готовы смотреть около 5% аудитории - таковы данные опросов. Но я не сомневаюсь, что в ближайшее время (возможно, даже в этом году) на нашем телевидении всё-таки появятся отдельные научно-популярные каналы.

Вернуться к списку статей