Статьи
 

Биотопливо. В краю далеком

5 Колесо - 2 (2008)(2)

В Советском Союзе над латиноамериканской экономикой посмеивались. И хотя сегодня Россию и Бразилию (наряду с Китаем и Индией) экономисты ставят на одну доску, право на шутки «уплыло» за океан.

Несмотря на наличие больших запасов нефти на материке и совсем недавнее открытие еще больших на континентальном шельфе, в Бразилии хорошо помнят мнение старика Менделеева: «Нефть не топливо: топить можно и ассигнациями!». По крайней мере, крупнейшая местная компания Petrobras упорно старается сменить имидж с нефтяного на энергетический. Упор делается на возобновляемые виды энергии — биотопливо, силу ветра, солнечную, биомассу, малые гидроэлектростанции и т.п.

Благодаря своей программе использования спирта в качестве топлива (Fuel Alcohol Program — Proalcool) Бразилия стала признанным лидером в области практического использования биотоплива. Участвующий в программе Petrobras уже приступил к экспорту топливного спирта в страны, нуждающиеся в чистом топливе. За 2005 год Proalcool позволил стране сэкономить 778 млн баррелей нефти и 52 млрд долларов США только на рынке автомобильного топлива. За это же время предотвращен выброс в атмосферу 644 млн тонн углекислого газа.

Сама природа способствует развитию биотопливных технологий в Бразилии: благоприятный климат, плодородные почвы, обилие сельхозугодий.

Биодизель — это не только забота об окружающей среде и борьба с парниковым эффектом. Новое топливо позволяет снизить расходы твердой валюты за счет уменьшения импорта, создает новые рабочие места и повышает доходы населения, особенно владельцев и работников семейных ферм. Участие Petrobras в программе Proalcool привело к успеху, теперь компания активно включилась в Бразильскую биодизельную программу. Задача Petrobras — разработка технологий, освоение производства в коммерческих масштабах и обеспечение поставок биодизеля на заправочные станции.

Petrobras приобретает сырье на аукционах, проводимых Управлением нефтяной, газовой и биотопливной промышленности (ANP). Готовый продукт, соответствующий техническим требованиям ANP, поставляется компании-дистрибьютору BR Distribuidora, которая продает его на более чем 3800 АЗС по всей стране.

В настоящее время исследовательский центр Petrobras (CENPES) эксплуатирует две опытно-промышленные установки по производству биодизеля. Одна из них использует традиционную технологию получения топлива из растительного масла и производит до 600 л биодизеля в день. Другая, работающая по оригинальной технологии компании, использует этанол для получения биодизеля напрямую из семян и выдает в день 5000 литров.

Побочным продуктом обоих технологических процессов является глицерин, который широко используется в промышленности. Другой побочный продукт — отжатые касторовые бобы — часто используется как удобрение, но может служить сырьем для гидролиза этанола. В результате последнего процесса остается богатый протеином нетоксичный жмых, который идет на корм скоту. Сырье поставляется с 13 тысяч гектаров сельхозугодий. Всего две установки дают работу и пропитание 2500 фермерским семьям.

Тем временем в разных регионах страны завершается строительство трех промышленных установок производительностью 57 млн литров биодизеля в год. А это уже работа для 70 000 семей. Упоминание о рабочих местах не случайно: бразильское правительство считает биодизельную программу не только технической, но и социальной. В 2011 году Petro­bras планирует произвести 855 млн литров биодизеля.

Биодизель
Биодизель — имя собирательное. Для производства этого вида топлива используются семена масляничных культур (сои, подсолнечника, хлопка), орехи (арахис, денде, бабассу и т.д.) и животные жиры. Смесь из традиционного нефтяного топлива и биодизеля дает целый ряд преимуществ: меньшее выделение углекислого газа и сажи, отсутствие серы. В нескольких странах — прежде всего в Германии, Франции и США — уже действуют развитые программы производства биодизеля. Бразильская программа была принята правительством страны в 2004 году. Она определяет цели и сроки введения нового топлива в «Бразильскую энергетическую матрицу». Добавление 2% биодизеля в нефтяное топливо было одобрено правительством в 2005 году, а с 2008-го такое смешивание станет обязательным при увеличении допустимого содержания «растительного» топлива до 5%.

Смажем капустой!
Переход с нефтяного на биологическое топливо и смазки вызывает обоснованный протест в мире: допустимо ли переводить пищевое сырье на «биобензин», когда едва ли не половина человечества если не голодает, то недоедает? Даже подорожание растительного масла в нашей стране в определенной мере связано с мировыми энергетическими тенденциями.

Инженеры считают, что наиболее перспективные биосмазки для промышленного использования, в том числе в качестве автомобильных моторных масел, — это восковые эфиры (wax esters). Правда, известные источники сырья для их получения оптимизма не вызывают. Извлекать его из китов запрещают международные соглашения по охране морских млекопитающих, а масло из тропического растения жожоба стоит 5 тыс. евро за тонну и посему используется только в косметике. Между тем восковые эфиры можно получить из абсолютно несъедобной абиссинской капусты (Cramble abyssinica), подвергнутой генетической модификации. Африканское растение можно выращивать даже на юге Европы. Оно безопасно для человека и окружающей среды, не требовательно к орошению и удобрению. Используемые гены не могут передаваться диким растениям, что исключает «генетическое» загрязнение.

Расчеты показывают, что производство смазок из капусты может оказаться экономически выгодным, особенно если остающаяся после извлечения масла биомасса будет использована для получения тепла или электричества. Но свое слово еще должны сказать микробиологи, которым предстоит внедрить в растения отвечающие за биосинтез восковых эфиров гены, и обладатели патентов, защищающих используемые технологии. Журнал Европейской комиссии Research EU, посвятивший «биоГСМ» специальный обзор, надеется на успех «капустного» масла.

Уроки экономии
Экономить топливо помогают не только технические ухищрения, но и разумное поведение человека. Компания Shell предлагает своим британским клиентам следовать десяти простым «заповедям».

1. Ездить плавно, избегая резких разгонов и торможений.
2. При разгоне переключаться на более высокую передачу как можно раньше.
3. Следить за настройками двигателя, уровнем масла. Немедленно устранять все неисправности.
4. Проверять давление в шинах: и низкое, и чрезмерно высокое одинаково вредны.
5. Убрать из багажника и с заднего сиденья ненужные в поездке вещи. Это лишний вес.
6. Снимать с крыши неиспользуемый багажник или бокс.
7. Держать окна закрытыми, особенно на большой скорости.
8. Всегда использовать моторное масло рекомендованной вязкости.
9. При движении по магистралям и в свободном потоке пользоваться круиз-контролем.
10. Глушить двигатель, когда стоишь в пробке.

Автор: Владимир Заборщиков

Вернуться к списку статей

Избранные рубрики

Нет избранных рубрик
Удалить 
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Статистика проекта

Автоматически подобранных5394
Просмотрено страниц за 24 часа100118
Посетителей за 24 часа3215
Посетителей на сайте16
Зарегистрированных пользователей35842